Главная > Тайна имени > Женские имена > Значение имени Марта

Значение имени Марта

Значение и происхождение имени:

госпожа (арамейск.). В русской транскрипции имя встречается как Марфа. Марта — владычица (др. евр.).

Уменьшительные формы:

Марфенька, Марфуня, Марфута, Марфуха, Марфуша, Мара, Маруша.

Зодиак имени — Близнецы.

Планета — Меркурий.

Цвет имени — оранжевый.

Благоприятное дерево — каштан.

Заветное растение — ромашка.

Покровитель имени — божья коровка.

Камень-талисман — гранат.

Именины, святые покровители

19 июля - Марфа Персиянка, Римская, мученица. В Неделю св. жен мироносиц - Марфа Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного. 19 февраля - Марфа Азийская, дева, мученица.

Энергетика и Карма имени:

Марта - это имя трезвой, деловой женщины, энергетика которой обладает уравновешенностью, прямолинейностью и твердостью. Обычно женщина с таким именем очень энергична, целеустремленна и, конечно же, знает себе цену. У нее довольно сильно развито самолюбие, и немалую роль здесь играет то, что само имя Марта звучит в России с некоторым иностранным акцентом, а ранее широко распространенный в нашей стране вариант - Марфа - давно уже устарел. Были случаи, когда имя Мария заменялось детьми на Марфу и давалось в качестве прозвища нелюбимым учителям. Действительно, имя Марфа предполагает острую реакцию на внешнее воздействие, недовольство и даже конфликтность, в чем дети обладают гораздо лучшим чутьем, чем взрослые.

Впрочем, в подавляющем большинстве случаев у уравновешенной Марты самолюбие не гипертрофировано и обычно женщина с этим именем удовлетворяется тем, что умеет постоять за себя и четко знает свои интересы в жизни. Марта довольно прагматична и не подвержена излишним эмоциям. Быть может, она даже слегка холодновата, ведь за ее сдержанностью чувства почти никогда не превращаются в страсть, поскольку находят себе выход в ее целеустремленности. Марта попросту ставит перед собой цель и на ее реализацию направляет все свои силы. При этом в ее планах чаще всего материальная сторона дела преобладает над честолюбивыми помыслами.

Впрочем, целеустремленность Марты не мешает ей быть общительной, наоборот, ее энергетика отличается открытостью, а логичный и последовательный ум если и не наделяет ее значительным остроумием, то по крайней мере не мешает развитию у нее чувства юмора. При этом можно было бы посоветовать Марте побольше обращать юмор к самой себе, поскольку присущие ей твердость и прямота могут стать источником ее некоторой обидчивости. Зато с помощью чувства юмора она имеет шанс сглаживать острые углы в общении, что может заметно облегчить ей как продвижение в карьере, так и внутрисемейные отношения.

Имя и характер

Бывает, что людей вводит в заблуждение слово "арфа", которое слышится в этом имени, К тому же носительницы его умеют быть утонченными и обходительными. Но рано или поздно проявятся главные черты: решительность, беспощадность к ослушникам, властность, даже коварство. Ради благополучия своих близких (и дальних) родственников Марфа не остановится ни перед чем. Муж обычно у нее в подчинении, он исполнитель ее замыслов, не более. Впрочем, перед чужими людьми Марфа может даже уступить в чем-то супругу, для нее людская молва много значит.

Секреты общения

Немного юмора и поменьше других эмоций - вот что может наиболее благоприятно сказаться на взаимоотношениях с Мартой. Кроме того, не стоит забывать о присущей ей гордости и стремлении к независимости. Не стоит пытаться давить на нее, лучше договориться на компромиссных условиях. В случае же конфликтов с ней не затягивайте с выяснением отношений - у Марты долгая память, которая, впрочем, редко когда предполагает коварство или хитрость.

Суеверия, приметы, обычаи

Если на Марфу, 17 июня, погода ясная и теплая — зерно в колосьях будет крупное.

Имя в истории и литературе

Марфа Борецкая — жена посадника Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в Новгороде и потому известная более под именем Марфы Посадницы. Это была женщина умная, энергичная и любившая свободу. Историю падения Новгорода летописец начинает с 1471 г., со времени первого похода Иоанна III на Новгород. В объяснение этого падения он приводит, между прочим, рассказ о переговорах Марфы с Казимиром, королем польским и великим князем литовским, что он называет изменою не только московскому князю, но и православию. В Новгороде составилась значительная партия приверженцев союза с Казимиром, и во главе этой партии в начале княжения Иоанна III стояли Борецкие. Чувствуя за собой силу партии, Марфа часто наносила оскорбления московским наместникам и довольно грубо отвечала на требования Иоанна, искавшего удовлетворения. В 1471 г., при выборе архиепископа, жребий выпал не на ключаря Пимена, любимца Марфы, а на Феофила, тянувшего новгородцев к Москве. Этим обстоятельством Марфа воспользовалась для окончательного разрыва с Москвой: на бурном, по сказанию московского летописца, вече партия ее взяла верх, и к Казимиру было отправлено посольство с предложением быть главою Новгорода на основании древних установлений его гражданской свободы. Иоанн пошел походом на Новгород и в нескольких сражениях совершенно рассеял новгородскую рать, не подкрепленную помощью Казимира. Новгород должен был присягнуть Иоанну как своему верховному судье, но на политическую свободу Новгорода и на право самоуправления его во внутренних делах Иоанн не посягнул. Однако это не успокоило Марфу и ее партию. К тому же новые обещания помощи со стороны Казимира не прекращались. Партия литовская вновь стала усиливаться и брать верх над московской. Возникли столкновения между той и другой, и жалобы угнетенных призвали Иоанна в Новгород (1476 г.). После того многие обиженны е из новгородцев сами стали ездить в Москву и искать там у великого князя управы. В одну из таких поездок подвойский Назар и дьяк веча Захар, кланяясь Иоанну, назвали его не господином, как обыкновенно называли его новгородцы, а государем. Иоанн, знавший о сношениях партии Марфы с Казимиром и их приготовлениях и решивший покончить с вечевою общиной, отправил посла в Новгород спросить: какого государства хотят новгородцы, то есть не желают ли они иметь великого князя как государя самодержавного, единственного законодателя и судью. Такой вопрос поверг новгородцев в сильное смущение: всеобщим испугом воспользовалась партия Марфы, подняла волнение, во время которого были перебиты многие из более ревностных сторонников Москвы, и вновь обратилась за помощью к Казимиру, когда была получена складная грамота от Иоанна (1478 г.). Казимир, как и раньше, далее обещаний не шел, и Новгород, несмотря на все усилия Марфы и ее партии защитить свою самобытность, без борьбы впустил войска Иоанновы. На другой день по вступлении в город, 2 февраля 1479 г., Иоанн приказал схватить Марфу с ее внуком и многими боярами и отправить в Москву; ее имения стали достоянием Иоанна. Из Москвы Марфа была отвезена в Нижний Новгород, при пострижении в монахини наименована Марией и заключена в тамошний девичий монастырь. Год смерти ее неизвестен.

Деятельность Марфы Борецкой, связанная с падением Новгорода и повлекшая за собой ее собственную гибель, представлялась для многих писателей, начиная с Н.М.Карамзина, написавшего повесть "Марфа Посадница, или Падение Новгорода" (1808 г.), прекрасным сюжетом для повестей и драм.

Марфа Васильевна — царица, третья жена Иоанна IV, дочь Василия Степановича Собакина, новгородского купца (потом боярина). Родилась в 1552 г.; обвенчана в 1571 г. в Москве и там же через две недели скончалась, "не разрешив девства". Царь подозревал отравление и учинил многие по этому поводу зверства, пытаясь разысксать отравителей. Судьба Марфы Васильевны послужила основой драмы Л. Меня "Царская невеста", на сюжет которой была позднее написана известная опера.

Вся жизнь и деятельность Марфы Посадницы, этой незаурядной, сильной и властной женщины, далеко неоднозначна. С одной стороны, все ее энергичные действия были направлены на сохранение особого положения Новгорода, его независимости. С другой же - переговоры Марфы с королем польским и литовским Казимиром трудно назвать патриотичными.

Как известно, довольно долгое время Новгород находился фактически на положении города государства. И хотя столица официально была в Москве, новгородцы не подчинялись иногороднему князю, а все свои дела предпочитали решать сами, на народном вече. Марфа Посадница, возглавившая в Новгороде литовское движение, всеми силами проводила политику как можно большего политического отдаления от Москвы. Для того чтобы закрепить свою независимость, она даже предложила выбрать правителем города польского короля Казимира, но лишь узнав про это, Иоанн III, князь московский, пошел на Новгород с войной. Казимир же обещанную помощь из Польши не прислал, и в результате войска бунтарей были разбиты. С этого началось падение свободного города.

Еще некоторое время после поражения Марфа пыталась, несмотря ни на что, осуществить задуманное. Ее пылкие речи, произносимые на вече, буквально зажигали народ. Помимо ораторского искусства она обладала также даром убеждения и к тому же сама от души верила, что правление Казимира способно решить все проблемы новгородцев. Тем не менее все старания ее оказались тщетными, и 2 февраля 1497 года войска Иоанна снова вступили в город. Все имущество Марфы Посадницы было конфисковано, саму же ее увезли в Нижний Новгород, где мятежницу заточили в монастырь, предоставив возможность до конца жизни отстаивать свободу своих убеждений перед лицом невозмутимых монахинь.

Толкование - значение женских имен по книге:

Д. и Н. Зима «Тайна имени». Е. Грушко, Ю. Медведев «Имена».