Главная > Тайна имени > Женские имена > Значение имени Мария
Значение имени Мария
Мария - "любuмая" (др.-евр.).
Желательно с детства звать ее Марией, а не Машенькой. Имя одно, но звучит по-разному, что может сформировать противоречивый, раздражительный характер. У взрослой Марии возникнет внутренний дискомфорт. Характер Мария наследует отцовский. С матерью отношения, cкладываются трудно. С возрастом они все больше расходятся.
Чаще всего Машу воспитывает дома бабушка, с которой она капризна, эгоистична, плохо ест. В коллективе девочка совершенно преображается. Она дoбрa и спокойна, прекрасно со всеми ладит. Сообразительна. Может за себя постоять. Ей нравится нянчить малышей, и делает она это умело, но этот ребенок должен отдавать ей предпочтение, дружить только с ней. В школьные годы Маша способна исподтишка интриговать среди сверстниц, наговаривать одним на других, ссорить подруг. Получается это у нее не хуже, чем все остальное. Ее легко обидеть. Даже легкую критику в свой адрес она воспринимает болезненно. Тем не менее, у нее достаточно жесткости, чтобы поставить обидчика на место. Она бывает своенравной, иногда ее поступки продиктованы сиюминутным капризом. В классе ее многие любят, но Мария хорошо относится только к тем, кто выделяет ее из общей массы. Она завистлива, не терпит более удачливых сверстников, может вредить им потихоньку, лицемерно сохраняя имидж девочки-паиньки. Учится Мария неплохо, но не из желания знать больше, а из тщеславия. Спорт и физкультура ее не привлекают. Несмотря на все свои недостатки, она все же стремится быть справедливой и уж совсем не выносит несправедливости по отношению к себе.
Повзрослевшая Мария впечатлительна, способна сопереживать, согревает окружающих своим внутренним теплом, стремится всем помочь. Негативные качества в ее характере исчезают сами по себе. Она преданна своим детям, не чает в них души. Верная жена, маловероятно, что она кем-то увлечется: семья у нее на первом плане. Дети чаще всего рождаются однополые. Мария умеет ладить со свекровью, стойко переносит бытовые трудности. Единственное, что может сделать ее глубоко несчастной, - неверность мужа.
Зимняя Мария особенно сдержанна.
Осенняя - может быть корыстной, стремится к выгодному общению. Работает: директором ресторана, магазина, администратором, адвокатом, следователем, главным бухгалтером, товароведом.
Летняя - жизнерадостна, добродушна.
Весенняя - капризна, заносчива. Это фотомодель, воспитатель в детском саду, архитектор, биолог, педагог, библиотекарь, актриса, гример, балерина, маникюрша, официантка.
Зимней и "осенней" Марии подходят отчества: Акимовна, Андреевна, Алексеевна, Аркадьевна, Юрьевна, Михайловна.
Летней и "весенней": Александровна, Вячеславовна, Гopдeeвна, Павловна, Игоревна, Олеговна, Артуровна, Анатольевна.
Толкование - значение женских имен по книге Бориса Хигира «Имена и судьбы».
Толкование имени Мария
Мария - "упрямая", "возвышенная", "горькая", "любимая". Имя имеет древнееврейское происхождение.
В детстве Маша - добрая, нежная, спокойная девочка. Самое любимое для нее занятие в эти годы - побыть нянькой для маленьких детей. К ним она относится с большой лаской и вниманием, поэтому взрослые не боятся доверять ей детей. Мария очень ранимый ребенок, тяжело переживает даже небольшое замечание в свой адрес. Но в то же время она способна постоять за себя, в ее характере есть твердость, достоинство. Иногда Мария действует импульсивно и необдуманно. Но это не относится к учебе, так как здесь для нее важнее всего ответственность. Не сделать домашнее задание для нее настоящее разочарование. Она всегда старательно исполняет домашние обязанности. Сверстники ценят ее за трудолюбие, способность проявить сочувствие.
Повзрослев, Мария еще больше, чем в детстве, излучает вокруг себя тепло, ласку, внимание. К ней всегда обращаются люди, которым нужны помощь и поддержка, а она, в свою очередь, всегда готова помочь попавшему в беду человеку. Б браке Мария верна, но, чтобы отношения с мужем были более теплыми и искренними, необходимо иметь в семье хотя бы одного ребенка. Мария отдает всю себя детям, так как является очень преданной матерью. Дети отвечают ей взаимностью, всегда выступают на ее стороне. У Марии хорошие отношения со свекровью, если она старая и немощная женщина, если же она здоровая и не нуждается в уходе, то возможны сложности в их отношениях. Тяжело переживает неверность мужа, может из-за этого даже уйти от него.
Высока вероятность удачного брака с Анатолием, Александром, Виктором, Григорием, Валентином, Евгением, Иваном.
Сложными отношения будут с Борисом, Вячеславом, Кириллом, Эдуардом.
Толкование - значение женских имен по книге А. Хигир «Энциклопедия имен».
Тайна имени Мария, Марья
Мария, Марья — печальная (древнееврейское). Имя происходит от древнееврейского Мариам, что по одной версии идет от корня, означающего «отвергнутая», по другой — от слова «печальная». Мария — одно из популярнейших имен в России и во всем мире, в сказках, в литературе, в истории.
Основные черты:
активность, душевность, трудолюбие.
Уменьшительные формы:
Марийка, Мариша, Маря, Муля, Муся, Маруся, Марюта, Мася, Муша, Маня, Манюня, Маняша, Маша, Машуня, Марьяша.
Зодиак имени: Дева.
Планета: Прозерпина.
Цвет имени: сизый.
Камень-талисман: алмаз.
Благоприятное растение: береза, василек.
Покровитель имени: голубка.
Счастливый день: среда.
Счастливое время года: лето.
Именины, святые покровители
Мария Азийская, дева, мученица, 19 (6) февраля.
Мария Вифинская, сестра Лазаря Четверодневного: в Неделю св. жен-мироносиц.
Мария Вифинская, преподобный (преподобная, подвизавшаяся в мужском образе), 25 (12) февраля.
Мария Кесарийская (Палестинская) мученица, 20 (7) июня.
Мария Константинопольская, Палестинская, преподобная, 8 февраля (26 января).
Мария Константинопольская, патрицианка, мученица, 22 (9) августа.
Мария Магдалина, равноапостольная, мироносица, 4 августа (22 июля), в Неделю св. жен-мироносиц.
Мария Персидская, исповедница, 25 (12) июля.
Мария Персидская, мученица, 22 (9) июня.
Мария Радонежская, схимонахиня, мать преподобная Сергия Радонежского, 31 (18) января, 11 октября (28 сентября).
Мария, сестра апостола Филиппа, 2 марта (17 февраля).
Мария Хиданская, преподобная, 11 ноября (29 октября).
Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева, мироносица, в Неделю св. жен-мироносиц.
Жила в доме отца Иосифа Обручника вместе с Пресвятой Девою Марией. Они любили друг друга, как ближайшие родственницы, отчего Евангелие называет ее «сестрой Матери Иисусовой».
Мария Египетская, преподобная, в Неделю пятую Великого поста. Двенадцати лет ушла из дома родительского и семь лет вела греховную жизнь, потом обратилась в Иерусалиме на путь праведный и 48 лет жила уединенно в великих подвигах поста и молитвы в пустыне Иорданской и преставилась ко Господу в 522 году.
Указывая вначале на глубину ее греховного падения, Церковь воспевает высоту духовного восстания преподобной Марии; этим нам указывается, что истинное покаяние, сопровождаемое постническими и молитвенными трудами, изглаживает даже самые тяжелые грехи и приводит к высокой степени духовного совершенства.
Народные приметы, обычаи
14 апреля — Марья-зажги снега, заиграй овражки.
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
21 сентября, на Рождество Богородицы, — оспоженки, праздник урожая. В этот день обновлялся в избах огонь: старый гасили, а новый возжигали.
Имя и характер
Машенька немного упряма и своенравна в детстве, тем не менее она неиссякаемый источник радости для родителей и детство для нее останется самой светлой и счастливой порой. Она с удовольствием помогает маме, любит нянчить младших ребятишек. В детском саду спокойна, дружит со всеми, любит подвижные игры, читать стихи, танцевать. В школе хорошо учится, очень ответственна. Обижается на любую критику. Дружит не со всеми в классе, только с несколькими подружками, которых ревнует к остальным девочкам. Подвержена сиюминутным капризам, может высказать свое неудовольствие. Старается быть справедливой, не выносит несправедливости по отношению к себе. Одноклассники Машу любят: она готова поделиться всем, что у нее есть, трудолюбива, искренне переживает, если что-то случилось, умеет постоять за себя.
Взрослая Мария также разумная трудолюбивая женщина, обладающая огромным запасом любви и нежности. Она немного завистлива, но чужое несчастье вызывает у нее инстинктивное желание помочь. Если у нее что-то случилось, она замыкается в себе, редко делится своими переживаниями.
Мария упряма. Свое несогласие с чем-то выражает активно и бурно. Неудачи, конечно, расстраивают ее, но трагедии она из этого не делает, быстро собирается и начинает сначала.
Мария не боится профессий, где нужно выкладываться полностью, круг ее деятельности чрезвычайно широк, везде она на своем месте — жизнерадостна, добродушна, трудолюбива. С годами она становится довольно строгой и внешне серьезной, однако ее душевность и общительность остаются. Поэтому лучшие профессии для Марии — педагогика и медицина, самые гуманные, требующие душевного тепла и строгости.
Главные заботы Марии — ее собственная семья. Она прекрасная хозяйка, всю себя посвящает детям, отодвигая даже мужа на второй план. Но она ему верна, чувственна, никогда не даст мужу повод упрекнуть ее в чем-то. Скорее у нее может быть повод разочароваться в нем, но Мария умеет терпеть. Муж и дети чаще отвечают ей преданностью и послушанием.
Имя в истории и искусстве
Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Мадонна — земная мать Иисуса Христа. Упоминание о ней в четырех Евангелиях очень кратки, возникли многочисленные дополнения в апокрифах — новые евангельские сказания, официально не признанные церковью. Трагическая история женщины, которая растила сына, наперед зная, что его отнимут у нее и замучат, не могла не тревожить воображение людей. Апокрифы рассказывают о детстве Марии, о ее жизни и страданиях. Первое раннехристианское предание известно около 200 года — «Книга о рождестве Марии», позднее получившее название «Первоевангелие Иакова Младшего».
Мария происходит из царского рода Давида, ее родители — праведники Иоаким и Анна. С тре х лет Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, занималась рукоделием, пищу получала из рук ангелов. В 12 лет она дала обет быть девственницей. Поскольку совершеннолетней нельзя оставаться в храме, ей нашли супруга, который должен был охранять ее, уважать ее обет. Из нескольких претендентов был выбран Иосиф по чудесному знамению: из его посоха вылетел голубь, а сухие прутья, выданные всем претендентам, так и остались прутьями, расцвел лишь у Иосифа Обручника, плотника. В его доме и происходит Благовещение — ангел Гавриил предсказывает ей чудо девственного рождения.
Марии суждено родить младенца в городе Вифлееме, куда необходимо было прийти для переписи. Мест в гостинице не было, и она с Иосифом нашла случайный приют в хлеву, а в ясли уложила новорожденного.
Через 40 дней после родов младенца необходимо было принести в храм, там его встретил Симеон Богоприимец, который предсказал предстоящие страдания Марии.
На Руси распространена икона «Умиление», когда Младенец и Мать прильнули щека к щеке, малютка обхватил мать ручкой за шею, другую положил на плечо. В его порывистом движении, в обращенном к матери взоре читаются испуг и немая мольба о помощи. У матери плотно сомкнутые, словно скованные молчанием губы, слегка сдвинутые брови, душевная мука, застывшая в глубине темных глаз... Мать и сын узнали о предстоящих страданиях.
Марии пришлось присутствовать на Голгофе. Есть немало апокрифов с удивительным талантом и психологической глубиной рассказывающих о страданиях Матери у креста распятого сына. На Руси были сложены замечательные плачи и причитания Богородицы над мертвым сыном — образцы прекрасной народной поэзии.
Марии Христос явился после Воскресения, она присутствует при вознесении Христа, а также при сошествии Святого Духа на апостолов.
Оставшись одна на земле, говорится в апокрифах, Мария очень тосковала по сыну, И вот явился ангел сообщить, что сын берет ее к себе. В иконах, изображающих Успение Богоматери, Христос как некогда она сама младенца, держит в руках маленькую хрупкую душу Марии.
Мария — заступница за людей перед Богом, к ней обращается самый безнадежный грешник. В византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», имевшем распространение и на Руси, Мария облегчает участь грешников, даже томящихся в аду. Есть ряд икон и монументальных росписей Богоматери с воздетыми ввысь руками — Оранта, по-гречески — молюсь. Она молит своего сына за людей. Оранту в Киевском Софийском соборе называли «Нерушимая стена» — заступничество Богоматери крепче самых испытанных стен. Замечателен образ Марии, в главной части иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля — Деисусе, что по-гречески означает Моление. В центре изображен Христос — царь и судья, по бокам святые, просящие за стоящих в храме людей. Иконы написаны знаменитым мастером Феофаном Греком в начале XV века. Святые выступают в роли заступников, но ни один из них не вызывал такого доверия, как Богоматерь. Она изображена в тяжело ниспадающих складках синего одеяния с золотой каймой на рукавах, сразу же притягивающие внимание зрителя в приподнятых в молитвенном жесте рукам. Ее поза, нежное просветленное лицо полны достоинства и твердости. Она никуда не уйдет, пока не добьется своего, не вымолит прощения. Все знали, что Мария не оставит в беде, не предаст.
Впервые на Руси был введен праздник Покрова Богоматери в XII веке. Мария, сняв с головы покрывало, распростерла его над молящимся в церкви народом, обещая свое покровительство, заступничество в бедах и несчастьях.
Марии-Богоматери посвящены церковные литургии и песнопения. Одно из них, необычайно красивое, воспроизведено в иконе «О тебе радуется», названное так по первым словам песнопения, обращенного к Богородице: «О тебе радуется, благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род...» В райском саду, у стен снежно-белого многоглавого храма — небесного Иерусалима, в голубом ореоле сидит на золотом престоле Богоматерь с Младенцем. Вокруг стоят поющие ангелы. У подножия престола — Иоанн Дамаскин, прославленный церковью «песнопевец Богоматери», иже множество святых, мучеников земных людей. Их четкие ряды рождают ощущение стройности пения, сияющие цвета одежд — белые, алые, золотистые, зеленые — передают светлую радость льющейся мелодии. Подняв взоры вверх, они сливают свои голоса с хором ангелов.
Толкование - значение женских имен по книге Л. Цымбаловой «Тайна имени».
Имя Мария происхождение и значение
Значение и происхождение имени:
имя происходит от древнееврейского имени Мариам, что по одной версии идет от корня, означающего "отвергнутая", по другой - от слова "печальная". Православная традиция переводит имя как "госпожа".
Энергетика и Карма имени:
в имени Мария странным образом строгость сочетается с сердечностью, а страстность с некоторой отстраненностью. Иногда это приводит к развитию у нее весьма противоречивого характера, однако гораздо чаще какая то одна из этих сторон получает значительный перевес в силу воспитания и условий жизни. Немалую роль могут сыграть в становлении Машиного характера такие образы, как христианская Дева Мария и даже не менее известная на Руси веселая и общительная девочка Маша из русских сказок. И действительно, Маша обычно отличается заметной подвижностью, не лишена чувства юмора, но при этом в глубине ее души может постепенно вызревать значительная страстность, которую она, скорее всего, будет стараться скрыть от окружающих. Впрочем, чем больше она будет прятать свои глубокие чувства, тем сильнее они будут разрастаться. С годами это может сделать Марию довольно строгой и внешне серьезной женщиной, хотя в кругу близких людей она может преображаться. Часто ее чувственность находит свое отражение в любви, особенно к своим детям. При этом, если учесть, что нередко ее чувства принимают характер страсти, то не исключено, что эта ее любовь окажется чрезмерной, вплоть до того, что она вообще может не замечать интересы других людей за интересами своего ребенка. Особенно если этот ребенок единственный.
Очень часто глубинная душевность Марии заставляет ее выбирать гуманные профессии, такие как педагогика или медицина. Здесь действительно сочетание душевного тепла и строгости может оказаться очень благоприятным. Впрочем, какая бы ни была ее тяга к своей профессии, она не может отвлечь Марию от забот о своей собственной семье. Она прекрасная хозяйка и всю свою жизнь старается посвятить детям. С этих же принципов она строит и свои отношения с мужем, будучи всегда готовой поступиться его интересами ради святых для нее интересов ребенка.
По иному складывается Машина жизнь, если в силу воспитания или по каким либо другим причинам она научилась не скрывать свою страстную натуру от окружающих. В этом случае судьба у нее может получиться достаточно бурной, но интересной. Особенно когда ее чувственность прорвется наружу не сразу, а после достаточно, но не чересчур долгого периода скрытности. Это будет похоже на открытие бутылки с шампанским, веселой, но, увы, недолговечной. Одним словом, и в том и в другом случае не следует забывать, что все хорошо, когда в меру. Перебор же, он и есть перебор.
Секреты общения
Едва ли стоит придавать большое значение внешнему облику Марии, ведь и за строгостью, и за бесшабашной веселостью чаще всего скрывается ее доброта и душевность. Безусловно, ее сердечности хватит и на вас, только не трогайте того, что для нее свято.
Астрологическая характеристика
Знак зодиака: Скорпион.
Планета: Солнце.
Цвета имени: оранжевый, стальной.
Наиболее благоприятные цвета: спокойный коричневый.
Камень талисман: яшма.
Празднуем именины:
4 августа (22 июля) - Мария Магдалина, равноапостольная, мироносица.
31 января, 11 октября (18 января, 28 сентября) - Мария Радонежская, схимонахиня, мать преподобного Сергия Радонежского.
В Неделю св. жен мироносиц - Мария Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного.
25 (12) февраля - Мария Вифинская, преподобная, подвизавшаяся в мужском образе.
След имени в истории
Дочь суфлера Малого театра, Мария Ермолова (1853-1928) уже с детства приобщилась к театральной среде и всегда мечтала стать актрисой, одна ко вряд ли хотя бы во сне ей могло привидиться, каких высот она достигнет на сцене. Судьба благоволила ей: уже в 17 лет, будучи на последнем курсе театрального училища, она появилась на подмостках Малого театра - необходимо было срочно заменить заболевшую актрису. Дебютантку заметили, и потому сразу же после окончания учебы без проволочек приняли в труппу.
Ее игра завораживала всех, кто видел Ермолову на сцене. По словам современников, ей удавалось создавать глубокие, противоречивые, сложные образы, которые вместе с тем были реальны, как сама жизнь. Однако такого эффекта актриса достигала не только благодаря своему таланту, но и огромной работоспособности, а также педантичности. Так, чтобы в характере ее героинь для нее не оставалось "белых пятен", перед разучиванием какой нибудь исторической роли актриса долго рылась в книгах и бумагах того времени, воссоздавая для себя всю картину целиком, - и в результате ее игра была практически документальной. Перед спектаклем она приходила в театр на несколько часов раньше, чтобы настроиться, вжиться в образ; именно потому режиссер К. Станиславский считал Марию Ермолову идеальной актрисой, искусство которой, по его словам, "заключается в совершенной простоте".
Про великую актрису до сих пор ходит немало театральных анекдотов, в основе которых - ее поразительная способность не теряться в любых обстоятельствах. Так, однажды на сцене Малого театра играла Ермолова. За кулисами послышался выстрел - это застрелился муж героини. На сцену вбежал актер. Ермолова в страшном волнении: "Кто стрелял?" Актер, не переводя дыхания, вместо "Ваш муж!" выпалил: "Вах мух!". Ермолова повторила в ужасе: "Мох мух?" - и упала без чувств.
Толкование - значение женских имен по книге Д. и Н. Зима «Тайна имени».
Мария, Марья значение имени
Значение и происхождение имени:
Мария — печальная (др. евр.).
Именины, святые покровители
14 (1) апреля — Преподобная Мария Египетская двенадцати лет ушла из дома родительского и семь лет вела греховную жизнь, потом обратилась в Иерусалиме на путь праведный и сорок восемь лет жила уединенно в великих подвигах поста и молитвы в пустыне Иорданской (VI в.).
5 нюня (23 мая) — Св. Мария Клеопова (то есть жена Клеопы) -дочь Иосифа Обручника; она жила в доме отца вместе с Пресвятой Девой Марией; они любили друг друга как ближайшие родственницы, отчего Евангелие называет ее "сестрой Матери Иисусовой".
21 (8) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы.
Суеверия, приметы, обычаи
14 апреля Марья — зажги снега, заиграй овражки. Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много. 21 сентября, на Рождество Богородицы, — оспожинки, праздник урожая. В этот день обновлялся в избах огонь: старый гасили, а новый возжигали.
Зодиак имени — Дева.
Планета — Прозерпина.
Цвет имени — сизый.
Благоприятное дерево — береза.
Заветное растение — василек.
Покровитель имени — голубка.
Камень-талисман — алмаз.
Уменьшительные формы имени:
Марийка, Мариша, Маря, Муля, Муся, Маруся, Марюта, Мася, Муша, Маня, Манюня, Маняша, Маша, Машуня, Марьяша.
Имя и характер
Мария — человек необычайной душевной теплоты. Это лучшая подруга, которую только можно пожелать. Она обладает редкостной способностью к самопожертвованию; она как никто способна прожить жизнь в муже, детях, друзьях, любимых книгах. Ее кредо: "Мне всех жаль. Я всем должна помочь!" Мария редкостно умна и склонна к философии; это экстрасенс, психоаналитик, гадалка, знахарка, добрая волшебница — у нее всегда есть возвышенные, почти сверхчеловеческие способности, которые она редко в себе развивает: некогда, надо устраивать дела других! Мария элегантна, красива, прекрасная хозяйка.
Мужу Марии следует помнить, что она не только мучительно переживает внутренний и семейный разлад, но может на этой почве заболеть или даже покончить с собой.
Имя в истории и литературе
Мария — одно из популярнейших имен и в России, и во всем мире, в сказках, в литературе, в истории.
Мария — Пресвятая Дева в Назарете, мать Иисуса Христа.
Княгиня Мария Николаевна Волконская (1806—1863) — жена декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского, добровольно разделившая с ним ссылку. Дочь известного героя 12-го года, Н.Н. Раевского, она в 18 лет, по воле отца, вышла замуж за генерала Волконского, бывшего гораздо старше ее. Как и жены других декабристов, она узнала о существовании тайного общества только тогда, когда большинство заговорщиков уже было в крепости. Больная, едва оправившаяся от тяжелых первых родов, Волконская сразу, без колебаний, не только стала на сторону мужа и его товарищей, но и поняла, чего требует от нее голос долга. Когда стал известен приговор, она решила, что последует за мужем в Сибирь, и осуществила это решение вопреки всем препятствиям, исходившим от семьи Раевских и от правительства. Николай I, тотчас после казни пяти декабристов, писал: "Этих женщин я больше всего боюсь", а много лет спустя сказал: "Они проявили преданность, достойную уважения, тем более что столь часто являлись примеры поведения противоположного". Но в разгар преследования декабристов император был крайне недоволен этой преданностью, Вопреки закону, разрешавшему женам ссыльнокаторжных ехать вслед за мужьями, каждая из них должна была добиваться отдельного позволения, причем безусловно запрещалось брать с собой детей. Оставив сына у сестры Болконского, Мария Николаевна в декабре 1826 г. пустилась в путь. В Иркутске ее встретил губернатор Цейдлерт, имевший тайное предписание "употребить всевозможные внушения и убеждения к обратному отъезду в Россию жен преступников". Волконская не вняла этим внушениям и подписала бумагу, где было сказано: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе как женой ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защищать ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого развратного, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ними участь, себе подобной". Это было напрасное запугиванье, так как за все время своего двадцатидевятилетнего пребывания в Сибири Волконская если и подвергалась оскорблениям, то никак не со стороны уголовных каторжан, которые относились к декабристам и к их семьям с глубоким уважением. Гораздо страшнее отречения от прав был краткий второй пункт подписки: "Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне". Но у героинь русской истории хватило мужества пренебречь и этой угрозой, которая, впрочем, никогда не была приведена в исполнение. В Нерчинске от Волконской была отобрана вторая подписка, отдававшая ее в распоряжение коменданта Нерчинских заводов. Он не только определял ее встречи с мужем, по наблюдал за ее личной жизнью, прочитывал всю ее переписку, имел реестр ее имущества и денег, которые выдавал ей по мере надобности, но не свыше сначала 10000 рублей ассигнациями в год; потом эту сумму сбавили до 2000. Никакие трудности и внешние унижения не могли сломить энергии, питавшейся глубокой религиозностью, героическим чувством долга и сознанием, что уже одно присутствие жен в оторванной от мира каторжной глуши не только придает нравственную силу их мужьям, но и отрезвляюще действует на облеченное безграничной властью начальство. Барон Розен в своих записках так характеризует Волконскую: "Молодая, стройная, более высокого, чем среднего, роста, брюнетка с горящими глазами, с полусмуглым лицом, с гордой походкой, она получила у нас прозванье дева Ганга. Она никогда не выказывала грусти, была любезна с товарищами мужа, но горда и взыскательна с комендантом и начальником острога".
Волконская нашла мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе со своей подругой, княгиней Е. Трубецкой, в маленькой избушке. Бодро и стойко исполняли они свой долг, облегчая участь не только мужей, но и остальных узников. К концу 1827 г. декабристов перевели в Читу, где вместо работы в рудниках их заставляли чистить конюшни, молоть зерно на ручных жерновах. В 1830 г. их перевели на Петровский завод, где нарочно для них был выстроен большой острог; там разрешили поселить и жен их. Камеры были тесные и темные, без окон; их прорубили после долгих хлопот, по особому высочайшему разрешению. Но Волконская была рада, что может жить там с мужем, в их каморке, которую она украсила, чем могла; по вечерам собирались, читали, спорили, слушали музыку. В 1837 г. Волконского перевели на поселение в село Урик, под Иркутском, а в 1845 г. ему позволили жить в самом Иркутске. Эта вторая половина ссылки была бы гораздо легче первой, если бы не постоянная тревога за детей. Из четверых родившихся у нее в Сибири остались в живых только сын и дочь, и их воспитание наполняло ее жизнь. В 1847 г., с назначением генерал-губернатором Н.Н. Муравьева, их положение улучшилось. По восшествии на престол Александра II последовала амнистия; Волконский с семьей вернулся на родину. В 1863 г. Волконская умерла от нажитой в Сибири болезни сердца. После нее остались записки, замечательный по скромности, искренности и простоте человеческий документ.
Ее отец, Н.Н. Раевский, со всей суровостью человека военной дисциплины пытавшийся удержать дочь от поездки в Сибирь, сказал перед смертью, указывая на ее портрет: "Это самая удивительная женщина, которую я знал".
Толкование - значение женских имен по книге Е. Грушко, Ю. Медведев «Имена».